назад

Как организовать систематическую игру?

Человеческая изобретательность ни

в чем не проявляется так, как в играх.

Лейбниц

 

Что такое игра? Философский словарь определяет это понятие так: "...непродуктивная деятельность, которая осуществляется не ради практических целей, а служит для развлечения и забавы, доставляя радость сама по себе". Далее словарь указывает на то, что игра имеет обучающее и развивающее значение, выступает как средство психологической подготовки к реальным жизненным ситуациям (т.е. средством социализации личности). Но всем известно, что люди взрослые тоже играют, и отнюдь не только ради забавы (возьмите, например, "деловые игры").

В последние десятилетия в нашей культуре сформировалось вполне самостоятельное явление, получившее название “интеллектуальные игры”. Этот вид игр ставит под сомнение утверждение философского словаря о непродуктивности игры как вида деятельности. Конечно, никакого практического результата такая игра, казалось бы, тоже не имеет, и все-таки познавательный эффект интеллектуальных игр не стоит сбрасывать со счетов. Вспомните, сколько интересных и полезных знаний вы впервые почерпнули из программы “Что? Где? Когда?” или из “Брейн-ринг”?

Здесь я веду речь об игре, которая известна в одном отдельно взятом городе Выборге, но она популярна в течение нескольких лет. И, может быть, читателям было бы интересно узнать, как организовать такую (или подобную) игру на уровне города. Тогда я позволю себе дать несколько советов из собственного опыта, которые, надеюсь, помогут вам, уважаемые коллеги, подготовить и провести интеллектуальную игру.

Для этого:

1. Вы должны быть человеком, готовым посвятить много своего личного времени организации такой игры. Вы должны быть готовы к тому, что работать долгое время придется на общественных началах, т. к. вряд ли найдется муниципальный чиновник, который согласится оплачивать Вашу работу на “нулевом уровне”,то есть пока Вы не достигнете видимых результатов. Это время целесообразно использовать для отработки игры на командах из классов одной школы. Оформите Вашу работу как ведение кружка и, возможно, директор школы сможет ее оплатить.

Ваш “нулевой уровень” продлится, очевидно, около года. На уровень выше школьного имеет смысл выходить только с игрой, правила и все нюансы которой отработаны до мельчайших подробностей. Иначе Ваша карьера на этом поприще может закончится после первого же скандала, возникшего на игре.

2. Создавайте свой банк задач для игры. Удобнее каждую задачу записывать на отдельной карточке. Не забывайте отмечать на карточке после каждой игры, когда и кто уже решал эту задачу. Два раза одну и ту же задачу одной команде предлагать, естественно, нельзя.

3. Ищите человека, который будет Вашим единомышленником. Когда в Вашей игре в течение учебного года будет участвовать 60-100 команд (а это время, поверьте, не за горами!), одному человеку все это не потянуть просто физически.

4. Ищите Ваших сторонников среди учителей математики школ города (района). Помните, математики - в большинстве своем отзывчивые люди.

5. Уже через год начинайте межшкольные игры (может быть еще не систематические). Помните, что учителя поведут к Вам своих детей, если Вы не будете злоупотреблять их свободным временем. Не загружайте их своими просьбами. Если есть такая возможность, позвольте им наблюдать за игрой за чашкой чая. Не подпускайте учителей и родителей близко к играющим командам и болельщикам. Взрослые и их “понимание по-своему” правил игры- источник повышенной опасности возникновения конфликта. Во время проведения игры не идите на поводу у кого бы то ни было. Хозяин на игре должен быть ровно один, и это- ведущий!

Через несколько лет ряд команд ,особенно 8-9 классов, будут приходить к Вам на игру сами, без сопровождающих взрослых.

6. Уделяйте большое внимание оформлению игры. Внешние эффекты для организации шоу, в том числе и интеллектуального, очень много значат. Здесь нет мелочей: хорошо оформленный зал, хороший микрофон, хорошая музыка, качественный звук- половина успеха игры, может быть, большая.

7. Не забудьте о призах победителям игры (хотя бы финалов).

 

8. В игре каждый балл, заработанный командами должен чем-то овеществляться, желательно сразу же, а не по окончании игры. Хороший вариант - конфеты. Если каждая команда принесет по 1 кг конфет, то этого хватает. Проверено!

9. Правила игры возможно Вам нужно будет откорректировать. Это зависит от Ваших вкусов и, что важно, от зала в котором будут проходить игры. Варианты правил, которые Вы найдете в Приложениях, изменялись не только в связи с эволюцией взглядов на игру автора этих строк, но и в связи с тем, что игра в разные годы проводилась в разных залах. Правила образца 1998 года на мой взгляд близки к оптимальным, но нужно иметь в виду, что написаны они для игры, проводящейся в одном из лучших танцевальных залов Выборга с профессиональной аппаратурой, светом, звуком и так далее.

Возможности этого зала ни в какое сравнение не идут с возможностями актового зала любой школы.

Главное, чтобы правила, по которым Вы будете проводить игры, отвечали следующим требованиям:

а) в правилах не должно быть пунктов, позволяющих трактовать одну и ту же ситуацию в игре по-разному;

б) желательно, чтобы одна и та же ситуация не описывалась в различных разделах правил, иначе ими не удобно будет пользоваться;

в) в правилах должны быть даны способы разрешения всех возможных в игре ситуаций.

Cравните эти требования с требованиями к системе аксиом в математике (непротиворечивость, независимость и полнота!).

10. Помните об особой роли ведущего:

10.1. Ведущий не имеет права на плохое настроение.

10.2. От ведущего зависит и настроение участников команд, и поведение болельщиков, и, от части, исход игры.

10.3. Каждая игра должна быть целостным действом, поэтому на ведущего ложится и драматургия, и режиссура, и арбитраж игры, и исполнение одной

из центральных ролей.

10.4. Иногда все зависит только от ведущего. Например, игра что называется “не идет”,то есть задачи одна за другой не решаются. Спасти такую игру может только умение ведущего создать у участников боевой настрой, вернуть им потерянную уверенность, вдохновить на поиск верных ответов, а то и просто обыграть сложившуюся “безответную” ситуацию, при этом, естественно, никого из игроков не обидев.

10.5. Главное - неукоснительное соблюдение правил!

10.6. Ведущий не имеет права на симпатии и антипатии к участникам игры, даже если играет команда класса, в котором он работает. Эту “заповедь” бывает выполнить труднее всего. Но выполнять ее нужно, иначе Вы будете играть в свою игру единолично.

Игра преследует серьезные цели

 

Те, которые сделали себе ремесло из

того, чтобы забавлять других, сами

бывают невеселого, мрачного характера.

Фридрих Гримм

 

Для чего мы проводим “КЛАССНУЮ ПЯТЕРКУ”? Прежде всего, для того, чтобы дать раскрыться наиболее способным детям, тем, для кого знания, математика имеют первостепенное значение. Через “КЛАССНУЮ ПЯТЕРКУ” проходят практически все самые талантливые дети в городе, ведь каждая школа посылает на игру команды, составленные из самых лучших математиков своих самых лучших классов. И не удивительно, что победителями предметных олимпиад (не только по математике) в 9-11 классах становятся ребята, прошедшие школу “КЛАССНОЙ ПЯТЕРКИ”. У нас они получают навыки решения задач в экстремальных ситуациях. Ситуация действительно экстремальная, так как задачи решаются в условиях соревнования (не успеешь решить ты- опередят соперники!),во время раунда звучит музыка, действует ряд других отвлекающих факторов. Естественно, что условия предметной олимпиады кажутся потом просто райскими.

Хочу подчеркнуть, что “КЛАССНАЯ ПЯТЕРКА” - командная игра. Здесь редко побеждают команды, ориентирующиеся лишь на одного лидера. Только коллектив без слабых мест имеет шансы достичь большого успеха. Создание такого коллектива - это задача, которую для удачного выступления команды класса в “КЛАССНОЙ ПЯТЕРКЕ” должны решить учитель математики, классный руководитель и (что настоятельно рекомендуется, но редко бывает) школьный психолог. Грамотно проведенный психологический тренинг с участниками команды делает иногда чудеса, так как дети после него становятся способными к общению друг с другом. А главное, что должны уметь делать члены команды в любой интеллектуальной игре - это уметь общаться. Создавая команду, педагог “убивает сразу двух зайцев” - не только готовится собственно к “КЛАССНОЙ ПЯТЕРКЕ”,но и создает ядро классного коллектива.

Что должна представлять из себя хорошая “класснопятерочная” команда? Естественно, она должна состоять из наиболее подготовленных в математическом отношении детей. Одним из важнейших условий для успешной игры является, как уже говорилось выше, контактность игроков, их открытость, умение предлагать свои версии и быть внимательными к чужим. В команде должны быть люди, умеющие мыслить нестандартно, быстро и кратко излагать свои мысли. Ну и естественно, в команде должен быть капитан-человек, имеющий высокий авторитет у партнеров. Капитан - не обязательно самый “крутой” математик в классе. Он осуществляет функции прежде всего диспетчерские, он должен распределить работу во время раунда между членами команды оптимальным образом, он берет на себя ответственность выбора одной из нескольких версий ответа.

Когда есть команда, нужно приступать к тренировкам. Выводить на игру неподготовленную команду- значит обречь ее на неудачу. Многие школы для подготовки своих команд к “КЛАССНОЙ ПЯТЕРКЕ” в том числе, создают кружки занимательной математики, факультативы в 5-6-ых классах. Ведь типов задач, которые можно в этих классах предложить школьникам, не так уж и много, поэтому из каждого типа представляется возможным прорешать достаточно большое количество задач в качестве тренировки. Таким образом, дети получили возможность решать дополнительно интересные математические задачи под руководством своих учителей, а учителя математики получили дополнительные часы и возможность не “за так” заниматься со способными учениками.

Дети, приходя на наши игры, получают возможность знакомства и общения со способными детьми из других школ города и района. А это, согласитесь, многого стоит. Таким же образом и учителя имеют редкую возможность пообщаться во время игры между собой. Правда, в последнее время с ростом престижности победы в игре, педагоги стали меньше делиться новостями из своих школ и больше следить за игрой.

Среди участников “КЛАССНОЙ ПЯТЕРКИ” проводились конкурсы составления задач. Ведь научиться решать задачи можно только решая задачи, а научившись их решать можно научиться их составлять. Почему бы и нет? Критерии конкурсов были разными. Например, в состязании составителей “смешных” задач одним из лучших оказалось “творение” ученика тогда 6-ого класса средней школы-лицея №37 ст. Выборг Петра Гройзмана: "Террорист Иван Помидоров в 9 часов вечера нашел в лесу пулемет и 1000000 патронов к нему и начал стрелять. В 9 часов он стрелял с частотой 2 выстрела в час, а каждый следующий час в 2 раза чаще, чем в предыдущий. Какое количество патронов останется неизрасходованным к полудню следующего дня?". Здесь я ограничусь этой задачей, хотя можно было бы привести еще очень много интересных примеров детского творчества.

На “КЛАССНУЮ ПЯТЕРКУ” работают два взрослых человека. Для нас это не основная работа-совместительство. Функции четко распределены: и в том, что касается подготовки и организации игры, и в том, что касается собственно игры. Но мы не могли бы проводить игру без наших ассистентов - слишком много работ нужно выполнять одновременно, не считая непосредственно работы ведущего: прием участников, подготовка зала к игре, подсчет баллов, подсчет количества попыток ответа у каждой команды, ведение протокол “КЛАССНОЙ ПЯТЕРКИ”,но всего все равно не рассказать. Перефразируя известную пословицу, получим: "Лучше немного увидеть, чем много прочитать." Уважаемые коллеги, каждый четверг в 16 часов в течение учебного года в клубе “Сафари” муниципального Дворца культуры города Выборга проходит город а, обслуживание табло, дублирование подсчета баллов (обязательно!), отслеживание очередности поднятия рук капитанами команд, выдача валюты после каждого раунда и так далее. Всю эту работу выполняют наши ассистенты- школьники, с которыми мы проводим деловую игру “Cотрудничество”. С ассистентами в начале учебного года подписываются трудовые договора, в которых записаны их обязанности и права. И дети раз в неделю, каждый Четверг ходят на настоящую работу, за которую получают настоящие, хотя и символические, деньги (в пределах 5-7 рублей за игру). Интересно, что ребята (в основном из достаточно обеспеченных семей) дорожат своей работой и, в какой-то мере, ею гордятся. Для этих 5-10 детей “КЛАССНАЯ ПЯТЕРКА”- урок серьезного отношения к своим обязанностям и ответственности перед своими коллегами.

Можно было бы много рассказывать о тонкостях подготовки и проведения “КЛАССНОЙ ПЯТЕРКИ”, но всего все равно не рассказать. Перефразируя известную пословицу, получим: "Лучше немного увидеть, чем много прочитать." Уважаемые коллеги, каждый Четверг в 16 часов в течение учебного года в клубе “Сафари” муниципального Дворца культуры города Выборга проходит городская интеллектуальная игра “КЛАССНАЯ ПЯТЕРКА” . Приезжайте и смотрите! А если у Вас появились какие-то вопросы, их можно задать мне, ЛУКИНУ СЕРГЕЮ НИКОЛАЕВИЧУ, по телефону (81278)-32252, а также письменно, по адресу: lukinsergey@Hotmail.com С удовольствием отвечу на Ваши вопросы.

в начало страницы

на главную страницу

  webmaster lukinsergey@Hotmail.com



Используются технологии uCoz