Предисловие.

18 февраля 1994 года в газете “Выборгские ведомости” появилась заметка “И Дракар плывет...”, подписанная Константином Кедриным. Речь шла об учреждении общества “Белый Дракар”, целью которого было “изучение истории плюс литературная деятельность . Принципы:”здравый смысл”. Доступ в ряды - свободный. Форма организации - жесткая, "а-ля средневековье". Символ - перекрашенный разбойничий корабль...”

Действительно, “идея объединения неформальных групп школьников не нова.” И поэтому, два года спустя, когда комсомол и пионерия были уже в прошлом, а “Белый Дракар” “заплыл” куда-то за пределы видимости, группа увлеченных преподавателей выступила с идеей создания в городе Выборге и Выборгском районе Детского Интеллектуального Клуба “Квинт”- первой неполитической детской организации означенного региона ,участие в которой дает “возможности для развития своих творческих способностей в разных областях знаний, для развития своего интеллекта..., умения общаться с людьми... Возможности для развития души своей, так как общение с людьми всегда делает воспитанного человека богаче”(1)

Объяснительная записка

Историко -краеведческая секция “Белый Драккар” (2) является структурным подразделением ДИК “Квинт”.

Центром работы секции является Государственный Музей “Выборгский замок”.

Идейно секция поддерживает принципы, провозглашенные в 1994 году и строит свою работу, опираясь на здравый смысл и элементарную порядочность.

Цель - привлечение к самостоятельной исследовательской и поисковой работе учащихся средних учебных заведений города и района, воспитание в них устойчивого интереса к истории Отечества, родного края, города.

Согласно цели в деятельности секции рассматривается решение нескольких важных задач:

1) Выявление и поддержка учащихся ( и учителей), проявляющих глубокий интерес к истории и краеведению, стимулирование их творческой исследовательской работы.

2) Организация семинаров и консультаций для юных историков-краеведов по методике научно-исследовательской работы, библиографии, архивному делу.

3) Проведение встреч юных историков-краеведов со специалистами ( и просто интересными людьми) в области истории, краеведения, создание условий для свободного общения разных поколений исследователей.

 

4) Проведение Малых клубных ассамблей с защитой и обсуждением докладов юных исследователей.

5) Содействие работе участников секции в рамках общегородских историко-краеведческих мероприятий (конкурс “Врата в будущее”, профильные олимпиады и т.д.)

6) Установление и поддержание контактов с историко-краеведческими организациями города, района, других городов России и зарубежья.

7) Проведение интеллектуальных игр историко-краеведческой тематики.

 

Символика секции

( почему “драккар” и почему “белый”?)

Символом секции является белый драккар. Драккар - парусно-гребное беспалубное судно викингов УIII-Х вв. Корабль украшен головой змея или дракона, поэтому викинги называли свой корабль “дракон” или “большой змей” - “драккар”. Помимо весел драккар имел четырехугольный парус и был чрезвычайно легок в управлении.

Драккар - символ настойчивого и успешного движения вперед.

Белый цвет в историческом сознании человечества выражает благородство устремлений, чистоту помыслов, духовное возвышение.

Девиз секции - “Plus ultra” ( лат. Еще дальше! Вперед!)

Игровым символом секции по праву можно считать Карту “Путешествие в Асгард”, созданную на основе скандинавских мифов, использующую их терминологию. На Карте есть несколько материков ( Митгард - Срединная земля, Льесавхейм - Мир светлых эльфов, и тд.), есть волшебная радуга Биврест, и конечная цель игры - путешествия по Карте - Страна Асгард , которую мы называем Страной Мастеров.

Согласно “ Меморандуму для вступающих в члены Интеллектуального клуба “Квинт” в зависимости от интеллектуальных и творческих успехов, от степени участия в жизни клуба каждый подросток получает одну их ученых степеней - школяра, студиозуса, бакалавра, адьюнкта, магистра.

Ученые степени присваиваются по принципу, который называется “Лестница Квинта”. Чем значительнее достижения тем на большее количество ступеней можно подняться. Особенностью “Лестницы Квинта” является то, что по ней можно только подниматься, становясь с каждой ступенью мудрее, пытливее, просвещеннее.

Кроме “Лестницы Квинта” общеклубной является интеллектуальная валюта достоинством “1 квинт”, “ 10 квинтов”, “ 100 квинтов”=“1талант”. Это “денежное” вознаграждение является приятным дополнением к интеллектуальным успехам. Кроме того, заработанные своим умом “квинты” можно с толком потратить на клубном аукционе - ярком, зрелищном мероприятии, которым завершается клубный сезон в мае-месяце. Основными лотами на аукционе “Квинта” являются прекрасные дорогие книги - энциклопедии, справочники, альбомы по искусству и т.д.

 

Как мы работаем?

Секция имеет следующие формы работы:

- индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность,

- общие сборы,

- историко-краеведческие игры в масштабах города и района,

- заочные задания,

- малые краеведческие экспедиции.

 

Исследователь

Так называется участник секции, изучающий в течение неограниченного времени выбранную им самим тему. Тема может быть не только краеведческой, но и связанной с историей Мира, Отечества и т.д. Исследователю в работе над темой помогают научные консультанты (руководители секции, преподаватели учебных заведений, сотрудники краеведческих музеев, другие лица). Исследователь может посещать все мероприятия секции и , конечно, принимать участие в играх. Изучение одной большой темы проводится группой исследователей ( по подтемам). Результатом работы исследователя может быть письменная работа (реферат) или устное сообщение. И устное ( без представления письменной работы) , и защита реферата производятся на Малой клубной ассамблее в присутствии компетентного жюри и всех желающих.

По итогам своего выступления на Ассамблее исследователь может быть награжден интеллектуальной валютой и присвоением определенного количества ступеней “Лестницы Квинта” . Малая клубная Ассамблея проводится два раза в год - в феврале и апреле ( См. в приложениях “Квинт в помощь. Выпуск второй”)

 

Общий сбор

Проводится, как правило, один раз в один-два месяца. Его цель- подвести промежуточные итоги работы ( например, над заочными заданиями), обсудить возникшие проблемы, план ближайших дел секции. Собираются либо все участники секции, либо представители от школ, общественных групп. Дата сбора устанавливается оперативно.

 

Заочные задания

Система заочных заданий направлена на решение общеобразовательных задач секции, расширение кругозора ребенка, воспитания любви к книгам, формирования умения работать с источниками . Работа над заочным заданием длится 1-2 месяца, результаты ее объявляются на общем сборе секции.

Пример заочного задания.

Из стихотворения Козьмы Пруткова “Честолюбие” выписать и дать толкование всех имен собственных (Самсон, Скрат, Клеон и тд., более 17 имен). Указать источники информации со всеми выходными данными.

 

 

Малые краеведческие экспедиции.

Одна из самых эффективных и интересных форм работы. Предполагает непосредственный выезд ( выход) на местность, обследование объектов с целью их дальнейшего изучения. Яркие зрительные впечатления, контакты с местными жителями, любопытные находки не могут не привлечь детского ( да и не только! ) внимания. Пожалуй, основной трудностью является возможность удержаться на “исследовательской тропе”, так как недостаточность ( и даже недоступность для детей в силу их возраста) архивных и прочих материалов усугубляется незнанием местного ( в частности, финского языка), растянутостью материала во времени ( хочется ведь все быстро и сразу!). Но принцип “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” действует безотказно.

Перечисленные формы работы секции “Белый Драккар” лишь частично иллюстрируют все многообразие педагогических приемов и методик, которыми мы пользуемся в своей работе. Можно добавить в качестве “арсенальных” средств лекции и экскурсии, творческие встречи с писателями и музыкальные вечера, где в концертах исполняются произведения композиторов, работавших в нашем городе, звучит народная музыка.Это и сеансы демонстрации видеофильмов с хроникой прошлых лет, и консультации в библиотеках города ( и ,конечно, музея), и все другое.

Посредством всего вышеперечисленного в секции решаются ,в основном, общеобразовательные и воспитательные задачи.

Очевидно, что простое перечисление форм работы краеведческой секции говорит об универсальности этой педагогической дисциплины, которая уже по определению (3) представляет собой “комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всесторонннему познанию края...”

Рассмотрим теперь, в каких формах может производиться оценка результатов дополнительного образования, получаемого в историко-краеведческой секции “Белый Драккар” ДИК “Квинт”.

Выше в разделе “Исследователь” уже рассмотрена процедура представления результата научного исследования на Малой клубной ассамблее. В приложении “Квинт в помощь. Выпуск второй” расписаны критерии оценки и “таблица успешности”. Следует отметить, что наибольшей популярностью среди участников клуба пользуются Весенние ассамблеи, где защита работ осуществляется весьма разноообразно и изобретательно. Академический стиль, стендовые доклады, сочетание и умелое использование аудио-, видео-, кинестетических каналов восприятия информации -все это делает Ассамблею интеллектуального клуба настоящим Праздником Интеллекта и Творческого Поиска. Неслучайно так высоки награды за этот тяжелый и такой непопулярный в нашей стране труд ( от 2 до 12 ступеней вверх по “Лестнице Квинта”).

Следующей итоговой формой работы является

Историко-краеведческая игра

“Путешествие в Асгард”

За один сезон “Белый Драккар” проводит пять игр. Одна вводная и четыре тематических. Темы игр и даты их проведения объявляются в начале сезона

(как, впрочем, и все тематическое планирование работы секции) (4) .

Вводная игра

На вводной игре происходит представление Карты, оглашаются правила игры, проводится “разведка сил” и выявление “белых пятен” в знаниях, так как предлагаются вопросы, затрагивающие темы последующих игр.

Тематическая игра

Каждой тематической игре предшествует подготовительный этап, целью которого является предоставление участникам игр необходимого минимального объема информации ( через публичные лекци, консультации итд.) и указание направлений для самостоятельной деятельности. Участие в мероприятиях подготовительного этапа исключительно добровольное. Таким образом, тематическая игра является своеобразным итогом работы участников по той или иной теме.

Участие в игре

Участниками игры становятся команды в составе от 1 до 6 человек ( то есть возможно и личное первенство ) в возрасте от 12 до 18 лет. Команда формируется произвольным образом. Возможно составить команду прямо пред игрой.

Регистрация

Является обязательным моментом перед началом игры, В результате каждой команде присваивается номер и соответствующий этому номеру цветной кораблик - драккар на Карте.

Система туров

Игра проводится в пять туров. В первые четыре тура вниманию участников предлагаются вопросы, содержание которых каким-либо образом раскрывалось на подготовительном этапе. Формы подачи вопросов разнообразны: активно используются книги, карты, иконографические материалы(5). При возможности вопросы иллюстрируются фондовыми предметами или предметами музейного значения.

Последний пятый тур игры особенный. К нему предлагается открытый вопрос или задание творческого характера. Открытый вопрос - проблемный вопрос науки (истории Мира , Отечества, краеведения), не имеющий однозначного решения и предполагающий большую вариативность ответов, привлекающий к рассмотрению факты из самых разных областей знания. Задание творческого характера представляет собой тот же вопрос или проблемную ситуацию, решение которых должно быть не только грамотным с научной точки зрения,но и эстетически красивым, оформленным в виде афоризма, стихотворения, маршрута, тд.

Работа жюри

За ходом игры следят жюри и ассистенты. Жюри (студенты ВПУ, опытные краеведы-взрослые друзья секции, коллеги из родственных структур) определяет по специальной формуле рейтинг каждого вопроса. В зависимости от результатов - количества полученных баллов, начинается продвижение корабликов по Карте. Жюри заполняет “Ведомость учета баллов” и подводит итоги игры.

Подведение итогов

Промежуточные итоги подводятся после каждого вопроса. Обязательны комментарии полученных ответов, анализ допущенных неточностей и речевых ошибок, даются отсылки к источникам информации, делаются побуждения к более глубокому и серьезному изучению материала.

Победителями являются команды, чьи корабли - драккары достигли Асгарда - Страны Мастеров. Они получаю символический “мед поэзии”,призовой фонд, выраженный в клубной валюте и две ступени “Лестницы Квинта”. Команды, прошедшие стоянку четвертого тура (по волшебной радуге Биврест) , награждаются 1 ступенью по “Лестнице Квинта”. Прочие команды получают вознаграждение в клубной валюте согласно “Ведомости”.

 

Своеобразным конкретным результатом секционной деятельности можно считать публикацию работы ребенка в прессе, в частности, в клубной газете “От квинта” (6) и в местной прессе, также участие в радиопередачах местного радио. В перспективе , при благоприятных обстоятельствах, возможно издание отдельного сборника ученических научно-исследовательских работ ( по типу Санкт-Петербургского -”Наследники великого города”).

Прямым результатом является участие в профильных олимпиадах любого уровня, порой весьма успешное.

Наконец,можно говорить и об определенном образовательном уровне, который достигается участниками секции, достаточном не только для “грамотного использования определенных ценностей культуры, но и для осуществления индивидуальной творческой деятельности и даже для подготовки к профессиональному образованию”(7)

 

Содержание программы

рассчитано на двух- (и более) летний период работы и ориентировано как на “новичков” с практически “нулевым” начальным уровнем знаний , так и на “неутомимых краеведов”, обладающих достаточно высоким исходным образовательным уровнем.

Программа первого года обучения представляет из себя Краеведческий ликбез, в ходе которого посредством “ лекций, сообщений, бесед, экскурсий и прочего создаются условия для развития способности слушать, слышать, видеть и замечать, концентрироваться, наблюдать и воспринимать.”(8)

Непосредственная работа с разнообразными источниками информации, недопустимость плагиата, взаимное уважение друг к другу, совместное участие в творческом поиске и взрослых, и детей - все это вместе создает

неповторимую атмосферу для гармонического развития личности, для воспитания Человека Ответственного за свои слова и дела. Научно-исследовательская работа на первых этапах - дело очень трудное, поэтому далеко не все выдерживают даже “ликбез”

Программа второго года обучения ( и последующих лет) предполагает поддержание и повышение образовательного уровня, достигнутого на первом году работы, а также дальнейшее развитие полученных умений и навыков посредством углубленной работы над выбранной темой, расширением источниковой базы через привлечение архивных документов и иностранных материалов, воспоминаний очевидцев (если это возможно). Наконец, “старичкам” секции предоставляется возможность разнообразить свои социальные роли, выступая в качестве полноправных лекторов, экскурсоводов, консультантов и т.д.

В работе секции возможно одновременное исполнение программ первого и второго годов обучения.

Тематическое планирование последних лет ( и текущего года) прилагается.

 

Учебно-материальная база

Реализация программы осуществляется на базе Государственного Музея “Выборгский замок” и Детского Интеллектуального Клуба “Квинт”города Выборга и Выборгского района. Практически полное отсутствие оргтехники ( точнее, ее категорическая нехватка - ксерокса, ПК и т.д.), а также недостаточное финансирование затрудняет работу секции, сужая круг источников информации, делая невозможными необходимые в краеведениии выезды на местность, в “центры мировой цивилизации”.

__________________________________________________________________

(1) См. Меморандум для вступающих в члены интеллектуального клуба “Квинт”.

(2) Правописание по

(3) См. “Историческое краеведение” .В.Н.Ашурков, Д.В. Кацюба, Г.Н. Матюшин, М.,”Просвещение”,1980г., с.3

(4) См. Приложение за 1997-98 сезоны,1998-1999гг. и 1999-2000гг.

(5) Подробнее об этом см. “Краеведение в вопросах” - часть доклада на Международной научно-практической конференции “Образование в музее. Возможности партнерства”,2-4.02.2000,Выборгский замок

(6) См. приложение

(7) См. “Уровни планирования учебного процесса” ( Методические рекомендации посоставлению учебных программ для учреждений дополнительного образования)

(8) См. (7)

 

Библиография

1. Историческое краеведение.

В.Н. Ашурков, Д.В. Кацюба, Г.Н. Матюшин, М., 1980 г.

2. Свидание с Клио. Исторические исследования юных краеведов.

Г.С. Усыскин, Спб.,1997г.

3. Взятие МакАртура .Наглядное пособие для грантописцев.

М., 1996 (методическое пособие)

4. Северная столица: Метафизика Петербурга,

Д. Спивак, Спб., “Тема”, 1998г.

5. Выборг. Художественные достопримечательности.

Е.Е.Кепп, Выборг, “Фантакт”, 1992г.

6. Уютный старый Выборг.

Ю.Виисте, 1948 г., перевод Г. Куликовой,1982 г. , б-ка музея

7. Изучение старого Выборга.

В.А. Тюленев, Спб., 1995г., б-ка музея

8. Карельский фольклор в историческом освещении.

В.Я. Евсеев, Л., “Наука”, 1968 г.

9. Руны и исторические песни.

Перевод и предисловие В.Я. Евсеева, Госуд. Изд-во КФАССР, 1948г.

10. Карельский перешеек:земля неизведанная. Части 1-3.

Е.А. Балашов, Спб. , 1996-1998гг.

11. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства.

А.Я. Гуревич,М.,1990

12. Средневековый город и рынок в Швеции . ХIII-ХУ вв.

А.А. Сванидзе , М., “Наука”, 1980г.

13. Родина, журнал номер 10 за 1997 год, специальный выпуск “Россия и

Швеция: 12 столетий”

14. О композиции городского центра Выборга.

Л. Л. Гуревич, машинопись , 1993г., б-ка музея

15. Материалы местной периодической печати за 1970-1972гг. и за 1993-

1999гг.

 

Вместо заключения

(кратко)

 

И вьявь я вижу пред собою

Дней прошлых гордые следы.

( А. С. Пушкин)

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

( А. С. Пушкин)

Хотелось бы оставить своим потомкам “гордые следы” наших деяний не в виде “пепелищ”, родных или не родных, и не в виде “гробов”, отеческих или чужих. Хотелось бы будущему в наследство оставить что-то более значительное и прекрасное, например, развивающийся цветущий город, милую живую деревушку на холме или опушке леса, целый ворох гениальных идей, много светлых историй о “героях нашего времени. Необходимым и достаточным условием для исполнения этой мечты является Любовь. Когда я люблю, я уважаю и забочусь. Уважая и заботясь, я тружусь. Трудясь, я созидаю. Созидая, я люблю. “Я, ты, он, она , вместе - целая страна” - это “миллионы огромных чистых любовей”...

Тогда наше наследство - это любимый ( значит, красивый и цветущий ) город, это любимая ( значит, очаровательная и живая ) деревушка на холме или опушке, это - любимая работа, любимый спорт, это - любимая история любимой страны. А начинается Любовь, как известно, с малого, как и Родина.

 

[на главную страницу].......................[в начало страницы]........................[книга жалоб и предложений]

Эту страницу с 14 октября 2000 года посетили


раз(а)


Используются технологии uCoz