Назад

Мысли по поводу…

“Человек играет только тогда, когда он является

человеком в полном значении этого слова, и только

тогда он является человеком, когда он играет”

Шиллер

Написано много книг и брошюр о дидактических играх на уроках математики. Как только появляется кем-то придуманная игра на экранах телевизоров, сразу появляется адаптированная форма игры, пригодная для применения на уроке или во внеурочной деятельности. Посмотрите на названия кочующие из книги в книгу, из газеты в газету: "Что? Где? Когда?", "Брейн-ринг", "Счастливый случай", "Умники и умницы", "Поле чудес", "Веселые старты” и даже “Любовь с первого взгляда”. Не адаптировали только приснопамятное шоу Николая Фоменко с раздеванием “Империя страсти” (по крайней мере, не опубликовано). В общем-то, ничего плохого в использовании опыта профессионалов, конечно же, нет. Мало того, этот факт показывает огромную потребность в использовании игр на уроках и во внеурочной деятельности. Недостаток только один - используя чужой опыт, учителя часто имеют весьма смутное представление о правилах этих игр. Часто на открытых уроках или внеклассных мероприятиях мы можем видеть дидактические игры, правила которых рождаются на ходу, так как не предусмотрены все нюансы, которые могут произойти во время игры: равенство очков; что делать, если задача не решается в течение определенного времени, роль болельщиков и т.д.. Все эти тонкости не важны для учителя, так как не решают главных задач использования игры на уроке. Учителю важен “сам процесс”. Если посмотреть на игру глазами ребенка, то эти малозначительные тонкости превращаются в крупные недостатки, так как для ребенка важен, прежде всего, результат (победа или поражение). Для ребенка любая игра- это соревнование. А как можно соревноваться, если не знаешь правил? Как без этого разработать тактику и стратегию ведения игры?

Все эти недостатки можно устранить только одним способом - создать систематическую дидактическую игру, в которую дети будут играть в течение некоторого времени (года, или, лучше, нескольких лет). И в Выборге такая игра под названием “КЛАССНАЯ ПЯТЕРКА” была придумана семь лет назад. Были разработаны достаточно простые и логичные правила. Эти правила, как и название игры, оригинальны, то есть ни откуда не списаны. Причем последние пять лет правила практически стабильны и изменялись только лишь в части организации работы болельщиков команд. При создании правил игры использовался опыт создателей “Брейн-ринга” организации и судейства шахматных состязаний автора этих строк.

Если вдуматься, то практически любая математическая задача (например, сколько будет 2х2?)-это закрытая задача, то есть задача, имеющая однозначный ответ. А именно закрытые задачи решают знатоки в знаменитых играх “Что? Где? Когда?” и “Брейн-ринге”. Так почему не предложить решать математические задачи детям в условиях соревнования со сверстниками из других школ? Задачи взять в основном занимательного характера. Все это действо разбавить хорошей спокойной музыкой. Если все это сделать, то мы получим интеллектуальное шоу. Такое шоу уже пять лет существует в Выборге в качестве городской интеллектуальной игры. Играют в нее учащиеся 5-9-ых классов практически всех школ города и некоторых школ района. И пользуется игра уже очень большой популярностью среди выборгских школьников.

Надеюсь, что читатели найдут в этой работе что-то интересное для себя. Это могут быть либо официальные документы об игре (варианты правил, Положение, комплект задач), либо практические советы организатору систематической игры.

 

Все задачи хороши, кроме скучных!

Предмет математики настолько

серьезен, что надо не упускать слу-

чая сделать его занимательным.

Блез Паскаль

Сейчас для того, чтобы выявить победителей в четырех лигах “КЛАССНОЙ ПЯТЕРКИ”,мы проводим порядка 30-ти игр в течение сезона (учебного года). Для каждой игры подбираются 25 задач, из которых 20 являются собственно математическими, а 5 заданий, то есть 20%,-это шарады, перевертыши, загадки и другие лингвистические задачи различной сложности.

Одним из определяющих принципов подбора математических задач для игры является принцип занимательности. В книге Е.Г.Козловой “Сказки и подсказки”(Мирос,1994) описан эксперимент, который проводился с учениками 5-6-ых классов. Эксперимент состоял в том, что детям с интервалом в 3-4 недели в различном порядке предлагались задачи, изложенные строгим математическим языком, и задачи с тем же условием, но изложенные в виде сказки или истории, в которой участвовали известные сказочные персонажи. Часто случалось, что один и тот же ребенок легко решает задачу, сформулированную в виде сказки, и не решает(либо решает с трудом),изложенную строгим математическим языком. Наоборот случалось крайне редко. Автор объясняет это тем, что”к 5-6 классу у многих детей формируется устойчиво негативное отношение к математике (страх и, как следствие, нелюбовь),когда при первых же математических словах детские мозги”замораживаются”. При снятии этого тормозящего эффекта дети размышляли спокойно и успешно справлялись с заданием”. Таким образом один из главных принципов “КЛАССНОЙ ПЯТЕРКИ”- "математика без академичности" c успехом используется разными педагогами во внеурочной деятельности.

Для облегчения поиска задач для игр, а их в течение учебного года, как уже говорилось выше, приходится проводить 30-35,создан банк задач. Точного подсчета не проводилось, но он насчитывает порядка 2,5 тысяч единиц хранения. Банк постоянно растет. На каждой карточке с задачей записывается в каких играх она “отыграна”,какие команды играли, когда и с какой попытки задача решена. Задачи подбираются из самых различных источников, тексты их часто изменяются опять же в соответствии с принципом занимательности.

Отмечу здесь же, что проводить игру можно и на уроке. Пользуясь теми же правилами, можно взять меньшее количество задач (допустим 15), расположить их в конвертах по тому же принципу возрастания сложности. Вполне можно отказаться от всяких развлечений, "не разбавлять" математические задачи никакими шарадами и так далее. Таким образом, можно, например, проводить заключительные уроки по темам. Но, уважаемые коллеги, даже играя на уроке, играйте по правилам! Помните, что игра-это средство психологической подготовки к реальным жизненным ситуациям. Если мы не научим детей действовать по правилам в играх, то что подвигнет их действовать “по правилам” в жизни?

в начало страницы

на главную страницу

 

  webmaster lukinsergey@Hotmail.com



Используются технологии uCoz